Лесные духи

Леший и девушка
Леший и девушка

Огромное количество мифологических существ и монстров основано на животных или человеческих формах. Однако, некоторые более тонкие или хитрые сверхъествественные существа предпочитают присоединяться к более скромному миру растений и деревьев, гармонируя с лесами, и садами, которые окружают нас.

Хотя некоторые сверхъествественные деревья получают свои сверхъествественные способности от существ или духов, которые находятся в них. Пришедшее к нам кельтское выражение "постучать по дереву" используется даже в современном контексте, чтобы предотвратить неудачу. Те, кто использует это выражение, фактически, часто невольно, продолжают традицию обращения друидов к духам леса для получения помощи или извлечения пользы.

АУКА

АУКА
АУКА

 

Аука- (от «Ау!») — дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина.

ДЕД-ЛЕСОВИК

ДЕД-ЛЕСОВИК
ДЕД-ЛЕСОВИК


Дед Лесовик.

Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

БОЛИ-БОШКА

БОЛИ-БОШКА
БОЛИ-БОШКА

Боли-бошка— лесной дух. Живет в ягодных местах. Дух лукавый и хитрый. 
Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощного, просит помочь отыскать ему сумку утерянную. Поддаваться на его просьбы нельзя — начнешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать.
«Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

БОРОВОЙ

БОРОВОЙ
БОРОВОЙ

Боровой — почти тоже, что леший, дух бора, рощи. похож на громадного медведя, но без хвоста. Питается животными, хотя иногда заедает и людей

БОЛОТНЯНИК

Болотняник — дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.

БАБА-ЯГА

Баба-Яга — лесная старуха, волшебница, ведьма. Живет в чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обонянение; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мертвых: вокруг ее дома забор из человеческих костей, засов — человеческая нога, запор — человеческая рука, замок — зубы.Баба Яга – образ очень интересный. Ее жилище рассказчик вертит как хочет. «Стань к лесу задом, а ко мне передом» — именно этого требует герой из сказки. Баба Яга удивляется присутствию запаха русского духа, но при этом радушно принимает нагловатого гостя, которого и кормит, и поит, и спать укладывает. А, кроме того, собирает всех своих служителей – птиц и зверей, и выспрашивает у них необходимую гостю информацию. Сохранились еще варианты сказок, где выясняется, что Баба-Яга – родственница герою. Например, приходится теткой его жены, которую он теперь как раз и разыскивает.


Откуда же взялась эта приставка «ЯГА»? Слово «яга» происхождение свое ведет от индоевропейского слова «йог», что означает мудрость. Вот и выходит, что Баба-Яга – это мудрая, знающая женщина.


Однако и внешний вид Бабы-Яги весьма примечателен. Описание из сказки: «На печке лежит Баба-Яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос…». Что же это за изба – жилище, где такая старушка едва помещается? Исследователи делают предположение, что речь на самом деле иносказательно ведется о гробе. Избушка – гроб, а Баба-яга – мертвец. Потому и нога у нее костяная, что на ней нет мышечной ткани. Это скелет. Еще и сегодня в казачьих хуторах можно услышать в народном языке слово «домовина», которым обозначают ничто иное, как гроб. Потому и русский дух – запах живого человека она ощущает по-особенному. Есть такая версия, что коль скоро живые люди ощущают особенный запах мертвых тел, то и мертвецы чувствуют запах живых людей.

ВОДЯНОЙ



Водяной — дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли. Обычно сидит на коряге и звонко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.ВОДЯНОЙ (водяник, водовик, болотяник) — водяной, злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям.
Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он — горький пьяница.
Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения.

 

  
Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях.
Он уносит на безвозвратное жилье всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д.
Никогда не умирая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков.
На юге представляются с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов — чумазые и рогатые.
Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку.

КИКИМОРА

Кикимора болотная - Злой, болотный дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина, путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину.

МОХОВОЙ

Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Таких людей он заводит в место, откуда трудно выбраться. Обычно моховой не ведет ягодников на погибель, а лишь помучает да и отпустит.

ЛЕСАВКИ

Лесавки - Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутинойлесные духи, родственники лесовика, старики и старушки. Видом своим похожи на ежат. Также, как и лесовик, любят проказить и играть.
Большую часть времени лесавки спят — бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени.
У олончан в их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят — самые сведующие люди сказать не могут.
«Старички и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

ПОДАГ

Подаг — бог звероловства. Хитрый, но справедливый старик. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, с ним в дружбе. Подаг им и зверя подведет поближе, и берлогу покажет, и птицу поднимет — всякий раз охота бывает удачной. Он и начинающим помогает, чтобы к охоте привадить. Изображался со зверем в руках. Существовали особые приметы и заговоры, при помощи которых охотники пытались задобрить его — тогда он и зверя в ловушку заманит, и птицу подведет.
Считалось однако, что если же он на какого-нибудь охотника рассердится, то удачи ему в охоте никогда не даст — возвращаться тогда ему из лесу с пустыми руками.

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ
ЛЕШИЙ

Леший.

Лесовик-леший живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей, посвященной Святибору.
Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Леший то ростом с траву , то высотой с сосну, а обычно - простой мужик, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем похож на человека только весь с головы до пят в шерсти Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня.
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября. "На Ерофея,- считали крестьяне,- лешие с лесом расстаются". Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес - там страшно: "леший бесится".
Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не надо. Необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- а затем похищали все это не благословленное добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и в основном развлекались заморочиванием людей.
Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье - дряхлый старичок, вдруг ни с того - ни с сего возникающий перед путником в лесу. Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес... Подчиняются Богу Ярилеи его отцу - Велесу.

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Тамара (Воскресенье, 15 Октябрь 2017 14:14)

    Спасибо.Много чего читала.Но не знала,что так много лесных духов